Как правильно арендовать склад

Необходимость в аренде складских площадей разного масштаба и уровня возникает у многих фирм. В зависимости от того, какая продукция будет храниться на складе, меняются и требования к нужному помещению. Главное - четко понимать, что именно требуется компании.

При выборе склада обязательно нужно учесть следующие основные моменты:

 

Во-первых, необходимо решить главный вопрос: а нужен ли склад вообще?

Фирма с небольшими складскими запасами, как правило, не нуждается в постоянном помещении для хранения продукции. Ведь расходы по аренде даже небольшого склада будут весьма ощутимы: ежемесячная арендная плата, зарплата целого штата складских работников (кладовщиков, грузчиков, охранников и т.д.) и многое другое. В данном случае гораздо выгоднее воспользоваться услугами организаций, оказывающих складские услуги и принимающих товары на ответственное хранение. Они имеют свой собственный штат специалистов и все необходимое для работы: технику, механизмы и приспособления для осуществления процесса профессиональной погрузки-разгрузки-хранения практически любой группы товаров.

Так что первым делом имеет смысл просчитать расходы по первому (аренда или покупка склада) и второму (ответственное хранение) варианту и выбрать более дешевый способ работы.

 

Второй, не менее важный вопрос, заключается в следующем: арендовать или покупать склад?

Здесь все очень просто. Покупают или строят собственные склады обычно крупные производители или дистрибьюторы федерального уровня. У них есть свободные средства, которые они вполне могут "выдернуть" из оборота и вложить в недвижимость. У малых и средних предприятий такой возможности, как правило, нет. Именно поэтому 90% складов - сдаются в аренду.

 

Затем нужно определиться с типом склада.

Чтобы это сделать, нужно знать основные типы складских помещений и понимать, для чего они предназначены.

Склады можно классифицировать по различным признакам:

  • по отношению к областям логистики - снабженческие, производственные и распределительные;
  • по отношению к участникам логистической системы - склады производителей, торговых, транспортных, экспедиторских и логистических компаний;
  • по принадлежности - склады одного предприятия (сети) и коллективной собственности;
  • по функциональному назначению - длительного хранения, перевалочные, распределительные, специальные;
  • по ассортиментной специализации - специализированные, универсальные, смешанные;
  • по режиму хранения - неотапливаемые, отапливаемые, склады-холодильники, склады с фиксированным климатическим режимом;
  • по технической оснащенности - немеханизированные, механизированные, автоматизированные, автоматические;
  • по виду складских зданий и сооружений - открытые, площадки под навесом, закрытые;
  • по виду складирования - с напольным, стеллажным или смешанным хранением;
  • по наличию внешних транспортных связей - с причалами, железнодорожным и автодорожным подъездом, комплексные склады;
  • по масштабу деятельности - центральные, региональные, местные.

После этого нужно решить, склад какого класса нужен компании.

Складские помещения делят на четыре класса - "A", "B", "C" и "D". Данная классификация основана на технических параметрах складов и развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. Практика разделения складских помещений на классы (по аналогии с офисными площадями) начала применяться в нашей стране сравнительно недавно, когда на российский рынок пришли первые зарубежные логистические компании и появились первые складские помещения международного уровня. До этого момента склады подразделялись на два основных вида - "холодные" и "тепл.

По данным компании Knight Frank, общий объем рынка складских помещений Московского региона составляет более 8 млн. кв.метров, включая объекты класса А, В, С, D. При этом на долю класса А приходится около 30% складов, а на долю класса В - около 20%. В 2007 году средние базовые арендные ставки на складские помещения класса "А" составляли 140-160 долл./кв. м. в год (без операционных расходов и НДС). А средняя базовая арендная ставка по классу "В" находилась в диапазоне 120-140 долл./кв. м в год.

По-прежнему сохраняется большая доля складских помещений класса С и D (около 50% от общего объема), однако, точную статистику по этим складам эксперты не ведут - никто не может подсчитать точно, сколько именно старых складских помещений или используемых таким образом объектов осталось в столичном регионе с советского времени. Некоторые из них были реконструированы, но в основном склады остаются такими, как были, собственники ограничиваются лишь небольшой внутренней отделкой. Но, несмотря на отсутствие точных цифр, специалисты все же отмечают: хотя объем такого предложения и значителен, он ниже существующего спроса. Именно такие складские помещения больше всего востребованы малыми и средними компаниями из-за их относительной дешевизны.

 

Важным фактором в выборе складского помещения является и его территориальное расположение, а также удобство подъезда к складу.

Особое внимание специалисты советуют обратить на территорию, непосредственно прилегающую к складу: она должна быть достаточно просторной, чтобы большегрузный транспорт при маневрировании не испытывал неудобств и мог какое-то время находиться на стоянке рядом со складом. Если бизнес связан с железнодорожными перевозками, нужно выяснить наличие железнодорожных путей.

 

Важный момент - техническое состояние склада.

Специалисты рекомендуют обязательно проверить, нет ли течи в крыше, как функционируют система противопожарной безопасности, инженерные системы и т.п. Иначе, в результате, погнавшись за ценой, можно получить испорченное имущество или товары.

 

Отдельный вопрос - цена.

Узнавая цену, запрашиваемую арендодателем или продавцом за предложенное в аренду складское помещение, обязательно нужно поинтересоваться, что в эту цену включено или не включено. Какие дополнительные обязательные расходы будут у арендатора. Необходимо также выяснить, какие сервисные услуги входят в стоимость аренды: включена ли оплата электричества, отопления, охраны, погрузо-разгрузочных работ, платный или бесплатный въезд на территорию и т. д.

Только после этого, проанализировав все составляющие, можно принимать решение о рентабельности использования подходящего по техническим характеристикам помещения.

Итак, к вопросу выбора склада, как и офиса, нужно подходить серьезно и обдуманно. Чтобы потом не переезжать с места на место, впадая в большие и совсем ненужные затраты. А в худшем случае - вообще приостанавливая деятельность компании.

 

Назад